Главная / Статьи и материалы / Ритмика / Антонио Грамши. Балканская ритмика

Антонио Грамши. Балканская ритмика

В балканской музыке (интересующие нас страны – это в первую очередь Болгария, а также Греция, Албания, почти все части бывшей Югославии и отчасти Румыния) наряду с обычными для европейского уха размерами – 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 – используются сложные, или, как иногда говорят, нерегулярные размеры 5, 7, 9, 11... (вплоть до 15-ти и больше долей). Характерно также употребление триолей, квартолей и других особых видов ритмического деления долей и их группировок. Эти особенности в сочетании с характерной ладотональной системой – причудливой смесью европейских и ближневосточных ладов – придают балканской музыке неповторимый колорит.

Выразительные возможности нерегулярных ритмов привлекают многих перкуссионистов, желающих обогатить "балканскими мотивами" свой репертуар. Немаловажен и образовательный аспект – работа с необычными размерами расширяет музыкальный кругозор учеников и является прекрасным подспорьем для развития чувства ритма.

В этом очерке мы опишем ритмические структуры, характерные для балканской музыки, и приведем их аранжировки для дарбуки (вместо дарбуки можно использовать любые ударные инструменты со звуками различной высоты – барабанную установку, джембе, кахон, а также рамочные барабаны), разработанные как в наших школах этнической перкуссии (Channeling и UniverDrums), так и заимствованные из других источников.

Далее