Главная / Статьи и материалы / Творчество / Светлана Шевелева. "Играем в ансамбле"

Светлана Шевелева. "Играем в ансамбле"

Светлана Шевелева

"Играем в ансамбле"

Несколько слов в защиту блокфлейты.

Профессиональные музыканты чаще всего уверены, что блокфлейта – это
пластиковая или деревянная дудочка, и на ней можно только готовить ребенка к
кларнету или гобою. Ещё натуральная труба туда-сюда, а блокфлейта – это не
инструмент.
Вместе с моей коллегой Ириной Оболонской мы написали программу по
обучению игре на блокфлейте для ДМШ. Особенностью данной программы является то,
что она рассматривает блокфлейту как самостоятельный инструмент, подобно тому, как это
происходит в Европе.
Класс блокфлейты как специального инструмента существует во многих европейских
музыкальных учебных,. заведениях, в том чиле, выcших.
Между тем, блокфлейта - инструмент, ничем не уступающий другим инструментам
ни в виртуозности, ни в выразительности, что она обладает богатыми возможностями,
особыми, только ей качествами и поистине неисчерпаемым оригинальным репертуаром.
Сейчас активно концертируют блокфлейтисты, многих из которых я не только
слышала на концертах, но мне посчастливилось заниматься у них на мастер-классах.
С 2001 по 2014 гг. я повышала квалификацию в Венской барочной академии у
Михаэля Омана, была в качестве актиного участника на мастер-классах Петера
Хольштага (Германия), Питера ван Хейгена (Голландия), Даниэлы Дольчи и Яппа
Шрёдера (Швейцария), Рене Клеменчича (Австрия), Хопкинсона Смита(Швейцария),
Михаэля Поша (Австрия), Мориса Штегера (Швейцария). У Штегера, Сабрины Фрай,
Карстена Эккерта, я была с моими учениками, они также получили занятия с этими
мастерами.
В последние годы в связи с общим интересом к старинной музыке появляется все больше
желающих заниматься блокфлейтой как самостоятельным инструментом у нас в стране.
Большинство из учеников не нацелены на дальнейшее профессиональное образование после
окончания музыкальной школы, а хотят изучать блокфлейту «для себя». Блокфлейта -
идеальный инструмент для любительского ансамблевого музицирования, не случайно в
странах Европы, наряду с профессиональными, существует множество любительских ансамблей
блокфлейтистов, как детских, так и взрослых, особенно в Германии, Голландии, Англии; во
многих странах преподавание блокфлейты включено в программу общеобразовательных школ..

Вместе с тем, в связи с интересом к исполнению старинной музыки на исторических
инструментах, появляется и потребность в профессиональных исполнителях на этих
инструментах, в том числе, и на блокфлейте. Опыт показывает, что с подготовкой ,
полученной в нашей школе, профессионально ориентированные ученики могут в
дальнейшем продолжить свое образование, но, увы, не нас в стране ( На факультете
исторического и современного исполнительства в МГК блокфлейта преподается только
факультативно, при основной специальности «Флейта»), а за рубежом.
Пожалуй, именно в ансамблях старинной музыки  блокфлейта наиболее полно
выполняет ту функцию, для которой она создавалась. Только в России насчитываются
десятки ансамблей старинной музыки. Некоторые из них пользуются успехом и за
рубежом. Другие – любительские, которые исполняют старинную музыку  «для души».
Молодежный ансамбль старинной музыки «La Campanella» возник в 2002 году.
Первыми его участниками стали ученики и выпускники ДМШ им. Юргенсона, которые в
дальнейшем окончили музыкальные колледжи и ВУЗы. В последние годы к коллективу
присоединилось несколько высокопрофессиональных музыкантов.
Таким образом у нас возник коллектив, состоящий из взрослых и детей, любителей и
профессионалов. Его основа - преемственность знаний и умений, передаваемых
мастерами своим ученикам, так, как это происходило в Средние века в сфере искусств и
ремесел. Мастер не только объяснял подмастерью основы ремесла, будь то живопись,
музыка или ваяние, но и постепенно начинал доверять ученику часть настоящей работы.
Конечно, занятия с подобным коллективом требуют времени и сил, но результаты уж
очень хороши:
1.Возможность закончившим школу не забрасывать инструмент на шкаф, а
продолжать активно музицировать.
2. Дети начинают чувствовать себя артистами, свободно держаться на сцене, а
значит, и в жизни.
3. Ничто так не сближает, как совместное музицирование (Г.Гессе). - Веселая,
дружная компания играет с удовольствием, это важно и на репетициях, и на сцене.
4. Возникают коллегиальные отношения, все делают одно дело, Дети становятся
инициативными, предлагают свои трактовки. Это переходит и на занятия
специальностью.
5. Самостоятельность, взаимообучаемость. – старшие могут сами что-то поучить с
младшими. Или тот, кто знает танец, учит остальных...Тот, кто владеет другим
инструментом, учит еще кого-то.
6. Взаимозаменяемость – все знают все партии, произведение могут играть 15 чел, а
могут 4.

7. Никого из желающих не гоним. В ансамбле могут играть, практически, все.
Пианистов учим играть на блокфлейте, цимбалах, лире, перкуссии.
Участие в подобном ансамбле двигает ребенка гораздо быстрее, чем другие
занятия. Он играет вместе со всеми, его учат подстраиваться интонационно, слушать
других, фразировать. В исполнительском уровне молодых исполнителей происходит
качественный скачок, отмечаемый постоянными слушателями. Его нельзя объяснить
только участием в концертах профессионалов высокого уровня. При совместном
музицировании с мастерами молодежь естественным образом непрерывно получает
новые знания, шлифует свое мастерство, пытается соответствовать уровню старших
коллег. Такой коллектив является прекрасной школой ансамблевой игры.
Все малыши у меня на уроках почти сразу начинают играть старинные песни и
танцы – верхний голос из партитуры. Потом тем, кто соображает лучше, даю выучить 2
голос, если его можно сыграть на сопрано. Потом соединяю тех, кто идет подряд по
расписанию. Когда они приходят в Кампанеллу, у них уже есть что-то из ее репертуара.
Так они понемногу осваивают репертуар ансамбля. Потом уже к Новому году перед
классным концертом соединяю всех малышей, а на концерте к ним добавляются те, кто
ходит постоянно на общий ансамбль и играет на альтах, тенорах, басах.
В ансамбле есть произведения, которые нравятся всем детям и переходят из
поколения в поколение, т.е. всегда остаются в репертуаре детского ансамбля La
Campanella.
Некоторые не справляются с трудными произведениями, но очень хотят играть.
Тогда я предлагаю им постучать на бубне, барабане, маракасах, коробочках и пр.,
поиграть бурдон на виотте, колесной лире, скрипке, лире, гитаре. Они это делают с
удовольствием.
Разбор нового произведения:
Все играют верхний голос в унисон, потом 2, потом 3, потом бас, чтобы каждый мог
сыграть любой голос в случае необходимости. Фразу и нюансы делаем сразу. Над
окончанием работаем отдельно. Украшения должны играться синхронно – работаем
отдельно, учим медленно.
Потом разбиваемся на голоса. Пытаемся сыграть. Останавливаемся на трудностях,
учим их отдельно. Играем группами по очереди, что вполне в духе старинной музыки,
учитывая, что формы почти всегда с повторами колен.
Если народа много, играем по несколько человек в унисон на каждый голос, это
потом благотворно сказывается на интонировании.
Кстати, об игре в унисон. У Баха, Телемана в кантатах часто используются 2
альтовые флейты в унисон. Играть надо мягко, без вибрато совсем, нейтральным звуком,
тогда они совпадают.

На сопрано получается в унисон фальшиво даже у взрослых. Но как прием работы
надо использовать игру в унисон обязательно, стараясь совпадать по интонации. Играть
немного мягче, чем соло – так легче совпасть.
Самым маленьким я упрощаю текст, оставляю простую ритмическую основу.
Если произведение вокальное, то начинаем с разучивания инструментального
варианта. Когда мелодия запомнится, начинаем петь. И фразировка сразу становится
более естественной. Поют у меня все. Но на концертах я деликатно прошу некоторых
просто открывать рот.
Очень украшают ударные. На барабане хотят играть все. Поэтому пробуют все, но
потом специализируются несколько человек. т.к. держать ритм не у всех получается.
Бурдон также озвучивает старую музыку. Делает звучание объемным. Играть на
скрипке соль или ре может каждый ребенок. Можно также на гитаре играть квинту – это
тоже придает какую-то архаичность.
Словом, можно и нужно делать все, чтобы исполнение стало интересным.
Работа над аранжировками для ансамбля…
Огромная часть нот старинной музыки, вплоть до 18 века, состоит только из
мелодической строчки. Это осложняет жизнь, но с другой стороны, дает огромную
свободу. Не говоря уже о характере музыки, который каждый ансамбль определяет для
себя сам. Музыкальная ткань пьес, которые остаются в репертуаре ансамбля,
формируется постепенно и при участии всего коллектива.
Я создаю основу, как правило, 4-голосную партитуру, реже 5-6 -голосную.
И сразу прикидываю, какие инструменты какой голос играют. Но учат, повторяю, все
и всё. Потом в процессе, что-то меняем, придумываем. Очень люблю, когда ребята сами
что-то предлагают.
Надо еще учесть, что дети болеют и постоянно участвуют в каких-то соревнованиях.
олимпиадах, поэтому состав раз от раза меняется.
Аранжировку начинаю с мелодии и баса. Потом добавляю голоса. Очень часто
снимаю с дисков то, что мне понравилось. Не все можно найти в нотном виде.
Работа над фразой.
Обязательно останавливаемся на структуре фразы, чтобы все представляли ее
себе одинаково, иначе никогда не совпадем. Отдельно учим снятия окончаний, затакты.
Репертуар ансамбля
Основа репертуара – средневековые и ренессансные песни и танцы. Они короткие,
со множеством повторяющихся частей, легкие по тексту и нравятся детям и публике.
Здесь много 4-голосных полифонических пьес, в которых можно добиваться совпадения
по ритму, штрихам, интонации. Есть сайты, на которых выложены горы гальярд, паван,
аллеманд, сарабанд и т.д. Любую хоровую песню можно сыграть консортом блокфлейт, нужно только найти подходящую тональность.
Народная музыка тоже очень хороша для детского ансамбля.
Из барокко – есть несложные концерты (например, А. Вивальди Концерт Фа мажор,
М.Коретт «Швейцарское Рождество»).
Из классики можно выбирать то, что соответствует природе блокфлейты, какие-то
характерные пьесы – «Танец маленьких лебедей» Чайковского, Музыкальный момент
Шуберта фа минор, но мы это мы играем гораздо реже.
Современная музыка - Бриттен, Бернстайн, Хиндемит, австралийские композиторы,
Сергей Слонимский писали специально для консорта блокфлейт.
Если ансамбль разнородный, сыграть можно все. Пример этому – программа
ансамбля La Campanella «Кабаре Дежавю». А что и как – дело исполнителей.


Бернард Шоу говорил: « Хороши все жанры, кроме скучного».